Согласно данным авторитетных исследований, в 2022 году рынок российского ПО из сферы Business Intelligence (BI) увеличится на 10-12%. Причиной этого станет стремительный переход на российские аналоги, проходящий при активной поддержке правительства страны.
Эксперты подчеркивают, что для победы в отраслевой конкурентной борьбе компаниям необходимо не только обладать большими массивами данных, но и оперативно анализировать всю накопленную микро- и макроэкономическую информацию с помощью программных продуктов класса BI-аналитики.
Активное развитие рынка BI-систем — это общемировой тренд. По прогнозам MarketsandMarkets, к 2025 году общемировой рынок таких программных решений достигнет $33,3 млрд. В России этот процесс будет стимулировать, в том числе, установленный правительством ограниченный срок перехода на отечественное ПО, который также распространится и на частный бизнес.
По словам директора департамента управленческого консалтинга компании НОРБИТ (входит в группу ЛАНИТ) Дмитрия Сысоева, помимо существования локального тренда на импортозамещение, мировое развитие BI-систем сегодня вызвано стремлением заказчиков монетизировать имеющиеся большие массивы данных. В течение последних нескольких лет растет число технологий, дающих возможность быстро обрабатывать данные (например, in-memory), за счет чего происходит развитие AI- и ML-инструментов и упрощается переход от анализа факта к предиктивному и сценарному моделированию.
Дмитрий Сысоев подчеркнул, что сейчас в России сохраняется тренд на разработку конкурентоспособных BI-систем, уровень которых будет сопоставим с программными продуктами западных вендоров.
Эксперт также заметил, что в данный момент на российском рынке есть около 40 решений, часть которых уже вполне можно считать зрелыми и свободно предлагать клиентам. “У других еще слишком мало опыта внедрений, но так или иначе все проекты развиваются, и это определенно положительным образом скажется на рынке”, — добавил он.
Директор по продвижению продуктовых решений Goodt (группа компаний ЛАНИТ) Иван Лихачев также обращает внимание на то, что уход зарубежных вендоров повлиял на рост востребованности отечественных BI-решений, а также количества предложений от различных отечественных поставщиков, однако для создания на их основе полноценного рыночного продукта потребуются дополнительное время и инвестиции.
Иван Лихачев отметил, что вместе с развитием функциональных возможностей аналитического решения Insight для создания бизнес-приложений с использованием больших данных, компания Goodt активно инвестирует в его “продуктивизацию”: расширяется партнерская сеть, разрабатываются обучающие и маркетинговые материалы, проводятся публичные вебинары. Эксперт добавил, что до конца года планируется запуск профессионального комьюнити и открытие доступа к облачной демоверсии Insight.
На российском рынке BI сейчас выделяются пять ключевых трендов: импортозамещение, запрос на качественную визуальную составляющую, технологический тренд, связанный с накоплением больших объемов данных, использование таких решений для оперативного управления и переход от анализа факта к моделированию будущего. После утверждения списков ПО для дальнейшей интеграции в начале 2023 года, в России резко возрастет спрос на услуги интеграторов, обладающих достаточной экспертизой и реализовавших множество проектов по адаптации базовых решений под требования конкретных компаний. “Уже сейчас приходится решать задачи, касающиеся совместимости ПО, использования новых операционных систем и баз данных, новых инструментов визуализации и обработки данных. Я думаю, что эта тенденция сохранится на ближайшие несколько лет, пока продукты, в том числе российские операционные системы, не заработают друг с другом так, как этого требует бизнес”, — прокомментировал Дмитрий Сысоев.
Сейчас BI-системы наиболее востребованы в компаниях, которые уже давно занимаются сбором и обработкой больших данных. Это компании финансовой сферы, ритейл, нефтегазовая отрасль, провайдеры логистических услуг и крупные IT-компании. Также к BI-решениям обращаются многие государственные ведомства и аналитические центры, которые, как заметил Иван Лихачев, выступили первыми референсными клиентами для остальных индустрий. Таких результатов госведомствам позволили добиться регуляторные нормы, обязывающие отдавать приоритет отечественному ПО в процессе госзакупок.
Президент группы компаний ЛАНИТ Филипп Генс заострил внимание на том, что перспективы развития BI-систем во многом зависят от кадрового потенциала компаний и уровня профессиональных компетенций IT-специалистов. Дефицит специалистов сейчас по-прежнему высок, добавил Дмитрий Сысоев, и поэтому компаниям нужно сделать упор на развитие собственных команд, а не на привлечение опытных сотрудников из конкурирующих компаний.
“Мы плотно работаем с вузами, регулярно проводим обучение для своих сотрудников, в первую очередь в наших региональных офисах, организуем регулярные стажировки, запускаем собственные программы повышения квалификации”, — рассказал Сысоев.
Важную роль в процессе вывода российских BI-продуктов на новые рынки могут сыграть меры государственной поддержки, организацией которых сейчас активно занимается Минцифры. В начале сентября ведомство приступило к изучению представленного разработчиками “Руссофт” плана развития экспорта российского программного обеспечения.
В документ вошли описания следующих мер: включение экспорта IT-решений в приоритеты нацпрограммы “Цифровая экономика”, формирование единого каталога платформенных решений, популяризация отечественного ПО через институты торговых представителей, службы “Цифровые атташе”, а также разработка механизма зачета входящего НДС при зарубежных поставках российских программных продуктов и цифровых услуг, аналогично тому, который уже действует в отношении товаров.