ООО НИПИ НГ «Петон» – будучи организацией, не имеющей собственной строительной и производственной базы, стала огромным раскрученным вместилищем, куда закачиваются сотни миллиардов рублей, поступающих от крупных компаний с государственным капиталом, прежде всего – от компании Газпром. Поступающие в «Петон» баснословные суммы делят между собой участники колоссальной по своим размерам организованной группировки, которые и контролируют компанию. Именно они обеспечивают «Петону» всестороннее прикрытие, как по криминальной линии, так и по линии силовиков, а также по линии крупного бизнеса и власти. Все лица, занимающиеся прикрытием незаконной и преступной деятельности компании, используют в целях своего обогащения Газпром, непрерывно выискивая в этой кормушке все более новые и новые источники доходов.
Изначально сотрудничество ООО НИПИ НГ «Петон» и компании «Газпром» было донельзя скромным. Скромное научно-проектное предприятие из Уфы с самого начала вообще не претендовало ни на какие крупные контракты с Газпромом. Но время шло, а списки подрядчиков газовой монополии давно были заняты солидными игроками, вроде структур Геннадия Тимченко. И хотя ООО «Петон» мог похвастать «суперкрышей», соревноваться с такими структурами он все же не мог. Но были и своего рода середняки. К таким структурным подразделениям чаще всего можно отнести дочерние предприятия самого Газпрома. Газовый гигант не мог отдать предпочтение подрядчику в виде малоизвестного предприятия из Башкирии. Однако решить этот вопрос можно было благодаря проверенной временем схеме: известные подрядчики впоследствии сами отказывались от участия в торгах и уступали место «Петону» вместе с еще несколькими подставными фирмами, которые участвовали в тендере исключительно в роли статисток или массовки. Занималось этим вопросом Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России во главе с Андреем Курносенко, а также руководство Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам с ее председателем Сергеем Андриановым.
Сначала конкурентам башкирского предприятия по конкурсам просто «рекомендовали» по-хорошему отказаться от участия в них. Если это оказывалось неубедительным, тогда приходилось прибегать к более серьезным способам воздействия. Как правило, на несговорчивые компании насылались группы проверяющих из ГУЭБиПК МВД России и ФНС РФ. По результатам их работы всегда насчитывалась неуплата налогов на довольно значительные суммы. А совладельцы или руководители таких компаний подводились под арест. В итоге «Петон» снова получал возможность занять освободившееся место.
Точно таким же образом развивались отношения с дочерним предприятием Газпрома – ООО «Газпром трансгаз Югорск». По этой схеме от получения контрактов с газовым гигантом были отлучены десятки давно проверенных подрядчиков, которые сегодня вынуждены проводить массовые сокращения своих сотрудников.
Примечательно, что сегодня у ООО НИПИ НГ «Петон» только с Газпромом имеется контрактов на сотни миллиардов рублей. И мы в этом случае говорим о научно-исследовательском проектном институте, у которого практически нет собственной производственной базы, который просто объединил в своих рядах представителей силовых ведомств и криминалитета, а также менеджеров крупных корпораций. К примеру, одним из совладельцев «Петона» является Эдуард Гасанов, имевший судимость и тесно связанный с криминальным миром. Он впоследствии привел в «Петон» своего приятеля, гражданина Азербайджана Эмина Ахундова. На родине Ахундова считают криминальным авторитетом – ему приписывают тесные связи с «ворами в законе», к примеру, Ровшаном Джаниевым, расстрелянным в Стамбуле в минувшем году. В башкирском предприятии Ахундов занял должность первого зама генерального директора, стал членом совета директоров и совладельцем ООО «Петон-Констракшн». Еще один совладелец компании – Олег Поляков, – также неоднократно был в поле зрения силовых структур. Однако экс-замглавы Министерства внутренних дел республики Башкортостан Андрей Курносенко вместе со своим подчиненным Дмитрием Захарченко организовали ему хорошее прикрытие по линии своего ведомства, а также по линии ФСБ.
На Андрее Гончаренко – человеке, обеспечивавшем интересы «Петона» в Газпроме, – лучше остановиться более подробно. Он занимал должность первого зама главы ЗАО «Газпром инвест Юг» Эта компания считалась наиболее крупным подрядчиком российского газового гиганта. Известно, что Гончаренко ведет довольно светский образ жизни. Он является частым гостем «Русских сезонов» в Монако, считается завсегдатаем тусовок и масштабных вечеринок. И это не мешает ему продолжать заниматься решением массы вопросов внутри самого Газпрома. И это при том, что скандальная репутация Гончаренко давно идет впереди него самого. Ранее он был замешан в истории с вымогательством 3 миллиардов рублей у строительных организаций – подрядчиков Газпрома. Сразу после этого Гончаренко был вынужден покинуть компанию. При этом роли «решалы» он так и не лишился, продолжает владеть большим количеством объектов недвижимости и многомиллиардным состоянием.
Сомнительная деятельность всей этой группировки оставалась нетронутой до получения «Петоном» контракта по строительству СПГ «Портовая» – башкирская компания получила в этом проекте статус генерального подрядчика. Официальная дата сдачи проекта установлена на 31 декабря следующего года. Но уже сегодня, по некоторым данным, отставание составляет более 200 дней. То есть, в установленные сроки объект не сдадут. И проблема в том, что речь идет не о частном проекте, а о стратегическом проекте Российской Федерации. В итоге выходит, что представители криминалитета, сотрудники МВД, топ-менеджеры госкомпании Газпром – все они ставят строительство головной СПГ «Северного потока» под угрозу.
Более того, последним временем все это сообщество плетет целую паутину вокруг главы компании Роснефть Игоря Сечина. Причины таких действий остаются прежними – «Петон» хочет в обход закона заполучить крупные контракты. А дальше будет подключена стандартная схема по распилу многомиллиардных средств от контрактов.