Согласно последним исследованиям, компании могут значительно сэкономить на передаче процессов профессионалам. По данным «МК», управленческие расходы за счет такого решения могут сократиться в среднем на 10-20 процентов. Но пока главы российских компаний предпочитают оставаться в большинстве своем единственными и полноценными хозяевами предприятий – а не эффективными менеджерами.
Аутсорсинг становится все более популярным с каждым годом, причем во всех сферах бизнеса. Это логично – благодаря подобной схеме оптимизации можно повысить эффективность компаний, передав непрофильные функции профессионалам в этих областях. Освободившихся работников можно использовать в развитии компании.
Так, в нашей стране этот процесс затронул в первую очередь ЧОПы, затем перешел на бухучет, переводы, работу с персоналом и информсистемами.
Со временем это затронуло и логистику. В Европе практически ни одна компания не содержит свой собственный автопарк – эти услуги им предоставляют транспортные компании. Так, например, доля аутсорсинга в автодоставке, по экспертным оценкам, там достигает 70-80%. Поэтому на грузовых терминалах на западе редко встретишь очереди — нанятые грузовики забирают товары у отправителей и сами привозят на склады.
В России же ситуация обратная. По данным крупнейшего российского транспортно-логистического оператора «Деловые Линии», доля аутсорсинга в автодоставке едва доходит до 20 процентов. То есть если из 10 грузоотправителей в Европе на терминал приходят 2, то в России – целых 8.
Причем такое положение дел в нашей стране не имеет рационального объяснения, то есть теоретически можно рассчитывать, что вскоре ситуация изменится. И это пойдет на пользу и отправителям, и рынку грузоперевозок, да и дороги станут чуть свободнее. Ведь содержать свой собственный автопарк – не самая простая задача для логистических компаний, и обновлять его получается не всегда. 61 процент большегрузов на российских дорогах старше 10 лет. А ведь кроме этого, нужно еще и следить, чтобы водители соблюдали режим труда и отдыха – и не отклонялись от своих маршрутов.
По мнению аналитиков, вопрос здесь – в финансовой грамотности и привычках «крепких хозяйственников». Если по стоимости аутсорсинг можно сравнить с затратами на самостоятельную доставку, то он все равно занимает меньше финансовых и трудовых ресурсов, чем содержание собственного автопарка. Более того, можно не беспокоиться о страховании грузов и не думать о соблюдении предписаний регуляторов. Однако главное преимущество профессиональных перевозчиков, считают эксперты,– это скорость. «Учитывая, что большая часть компаний сейчас работает в условиях жестких дедлайнов и огромного количества заказов, выгоднее заказать перевозку на аутсорсе, которая сможет подстроится под нужды и график клиента», — подчеркивает аналитик АЛОР БРОКЕР Сергей Королев. «И в этом случае компания экономит не только время, но и реальные деньги — если сроки доставки были бы сорваны ее водителем, она бы была вынуждена платить штрафы или уже сразу договариваться с клиентами на предмет растянутых сроков доставки», — добавляет Королев