Эксперты ЛАНИТ рассказали о перспективах развития отечественного рынка ERP

8:53 08 февраля 2023

В 2023 году ожидается рост рынка отечественных систем планирования ресурсов предприятия (ERP-систем), несмотря на спад в 2022 году по причине снижения общей покупательной активности компаний. При этом срок полной замены западных ERP-решений российскими аналогами составит не менее семи лет. Такое мнение высказали эксперты компаний «Норбит» и «Консист бизнес групп» (входят в группу компаний «Ланит»).          

Решения ERP — это системы управления ключевыми бизнес-процессами предприятия. Это единая платформа с достоверными данными о компании, которая объединяет финансы, цепочки поставок, ведение учета, управление персоналом, производством, управление взаимоотношениями с клиентами. Данные системы дают возможность руководству отслеживать комплексную картину для принятия операционных решений.

Дмитрий Никулин, руководитель департамента систем автоматизации предприятий «Норбит», рассказал, что согласно итогам 2021 года рост рынка ERP составил 9%, а его общий объем в части лицензий и поддержки достигал 67 млрд рублей. Он добавил, что в 2022 году многие проекты были приостановлены, наблюдался спад. “Однако в 2023 году мы надеемся увидеть цифры не меньшие, чем в 2021 году. Причин несколько: возобновление отложенных планов компаний, а также появление новых, связанных с импортозамещением», — отметил эксперт.

Дмитрий Никулин утверждает, что в данный момент ниша, ранее практически полностью занятая западными вендорами, оказалась свободна, однако число российских решений, способных функционально заменить западные аналоги крайне невелико. “Однако у отечественных разработчиков есть огромный потенциал. Естественно, потребуются инвестиции, кооперация, поддержка государства и, конечно, время. Как итог — взрывной интерес к российским продуктам в этой сфере можно ожидать в перспективе нескольких лет», — уверен эксперт.

По словам заместителя генерального директора по разработке решений ТУРБО компании «Консист бизнес групп» Владимира Егорова, с учетом отложенных планов в 2023 году должна начаться реализация как проектов частичного замещения, так и комплексных проектов внедрения ERP.  Эксперт отметил, что в 2023 году это может способствовать двузначному в процентах росту рынка ERP, подобному тому, который произошел годом ранее в сфере кибербезопасности (20%). “Отечественные игроки ERP наращивают обороты, активно развиваются вендоры и компании, оказывающие независимую техническую поддержку», — говорит он.

По мнению спикеров, комплексный переход с западных ERP-решений на отечественные программы может занять достаточно много времени. Говоря о сроках, Дмитрий Никулин утверждает, что в течение двух-трех лет количество отечественных аналогов будет расти, однако их внедрение потребует еще один-два года. В связи с этим, массового появления крупных проектов на рынке стоит ожидать приблизительно через три-пять лет, а окончание этого процесса  произойдет через семь-десять лет и будет связано с переходом большинства компаний на российское ПО.

Владимир Егоров также уточнил, что для отдельно взятого процесса переход на российское ПО может составить и несколько месяцев, поскольку будет зависеть от выбранной системы и наличия у вендора инструментария и методологии.

Эксперт компании «Норбит» подчеркнул, что после ухода иностранных вендоров остались экспертиза и знания о работе лучших решений в области систем планирования ресурсов предприятия. При этом, уверен Владимир Егоров, отечественные производители будут не копировать зарубежные продукты, а создавать свои, опираясь на имеющийся практический опыт и российскую специфику.

«Главным драйвером станут решения, в которых учтены лучшие практики, отраслевая экспертиза. Они позволяют гораздо быстрее и качественнее внедрять ERP, плюс по таким продуктам у нас уже накоплены компетенции и в развертывании, и в продажах, и в сопровождении», — резюмировал он.

Владимир Егоров выделил три категории новых игроков на рынке ERP-систем. Первые — стартапы, которые в данный момент исследуют рынок и начинают развивать свои продукты. Во вторую категорию входят разработчики, которые уже долгое время присутствовали на рынке и занимались разработкой ERP, но при этом оставались в тени западных вендоров. Третья категория —  технологические подразделения (инсорсеры) крупных российских компаний, которые планируют внедрение собственных разработок в категории ERP.

Владимир Егоров добавил, что лидерами российского ERP-рынка смогут стать те, кто предлагает не отдельное решение, а развитые технологии, платформу. Продукт, по его мнению, должен не просто иметь закрытый исходный код и отвечать за набор задач в определенном направлении, а быть частью платформы, на которой внутренние и внешние команды разработчиков будут способны создавать решения в категории ERP или смежных областях.