Планируемое повышение тарифа оплаты проезда большегрузных автомобилей по федеральным автотрассам (система «Платон») вызвало вполне ожидаемое негодование части автоперевозчиков. Экономист Никита Кричевский выразил уверенность, что страсти разжигают нелегальные перевозчики, которых «Платон» лишает преимуществ перед законопослушными предпринимателями – уклонения от уплаты налогов и т.п.
Основным аргументом является то, что государство якобы перестало прикидываться добреньким – «тестовый тариф» «Платона» вырос с 1,53 до 2,61 рублей. Однако при введении «Платона» в строй и речи не было ни о каком тестовом режиме – просто правительство постаралось максимально смягчить негативный эффект от введения оплаты проезда и пошло на определенные уступки. Добросовестные предприниматели, кстати, быстро справились с шоком – объем автогрузоперевозок за минувший год вырос на 1,8% и составляет сейчас 70% от общего. Те же, кто по-прежнему желает использовать федеральную собственность для своего нелегального бизнеса и не платить за это, остаются в меньшинстве.
Введение «Платона» в строй не только не привело к дефициту на рынке автоперевозок, но даже практически не сказалось на росте потребительских цен. При том, что себестоимость автоперевозок выросла на 0,2%, цены на все группы товаров – от продуктов до бытовой техники – выросли ровно настолько, насколько это обусловил прогнозируемый на 2016 год рост инфляции – 5,5-5,7%.
Отдельного комментария удостоил Кричевский и вопрос экологической безопасности большегрузов. Очередным шагом правительства, по его мнению, должно стать ужесточение стандартов качества в этой отрасли, в частности, качества топлива.