Компании, которые занимаются срочной доставкой грузов, довольно части получают негативные отзывы от своих заказчиков, размещенные в социальных сетях или на тематических форумах. Чаще всего заказчики жалуются на повреждения, кражу или утрату грузов, а также на несоблюдение сроков доставки.
От недобросовестной работы грузоперевозчиков страдают и логистические компании, и частные заказчики. Перевозчики экономят на важных аспектах своей работы: в рейсы ходят не подходящие по требованиям автомобили, заказы обслуживает непроверенный персонал. В таких условиях сложно улучшить ситуацию на рынке.
Вспомним несколько примеров из отзывов недовольных клиентов. Сергей заказал компании «Энергия» пересылку планшета из Саратова в Москву и в итоге получил разбитый планшет в поврежденной упаковке. Сергей рассказал, что после повреждения перевозчики просто замотали коробку скотчем и убрали крышку, которая защищала перевозимый груз. За день до доставки в Саратов представитель компании «Энергия» предложил Сергею подписать бумагу, которая подтверждает, что груз предлагали упаковать по-другому, но он отказался. На претензию клиента перевозчик сообщил: доказательств целостности груза в момент отправки нет, а значит и претензий быть не может. Сергей в своем отзыве призывает никогда не обращаться в эту компанию.
Клиенты с более крупными грузами тоже часто негативно отзываются о компаниях, с которыми работали. Клиентка транспортной компании «Ратек» написала, что «элитная мебель, идеально упакованная продавцом во Владивостоке, была вручена на складе в разрушенной продавленной упаковкой и с несколькими царапинами».
Владимир из Саяногорска, который заказал доставку лобового стекла для автомобиля компании ТК «Энергия» получил его треснутым как после сильного удара чем-то острым. Андрей Никифоров из Омска получил свое стекло для автомобиля в виде осколков и вот так охарактеризовал работу данной компании: «Грузят лопатой, разгружают тяпками».
Известно, что повреждениям из-за неосторожного обращения и халатности перевозчиков подвергается также мебель из различных материалов, постельное белье, разные личные вещи, детские игрушки и многие другие виды грузов.
Еще один существенный минус в работе грузоперевозчиков — несоблюдение сроков доставки. Отправители и получатели жалуются на опоздания. Так, клиент ТК «ЖелДорЭкспедиция» написал, что его груз не мог дойти до места назначения почти месяц, поскольку был утерян и по ошибке отправлен в другой город. После его претензии и требования выплатить неустойку перевозчик оценил свою вину в 8 рублей.
Часто клиенты решают вопросы через суд. «Пошел второй месяц, слов нет. Видимо, придется разговаривать через суд, по-другому не понимают», — пишет в отзыве о работе компании «Энергия» Элина из Москвы.
Кроме того, неудобства доставляет медленное оформление заказа. Клиент компании «Емекс» рассказал, что оплата товара переводилась на заявленный счет около недели, и за это время цена успела возрасти, а вернуть деньги было уже нельзя.
Многие частные лица жалуются на потерю заказов. «Привезли пустой кейс от дорогого шуруповерта», — написал клиент ТК «Ратек», Иван из Санкт-Петербурга. «В прошлый раз потеряли комплект колес, — сообщил клиент этой же компании из Владивостока. —Сейчас пришли диски без колпаков».
Транспортные компании, несмотря на обоснованность претензий, часто игнорируют обращения заказчиков. На их сайтах почти никогда не работает сервис по отслеживанию движения грузов, хотя клиенты при заказе платят и за эту функцию тоже.
На увеличение количества недобросовестных компаний на рынке повлияла отмена государственной системы лицензирования перевозок и то, что транспортные компании поверхностно проверяют своих подрядчиков.
Предварительно недобросовестными принято считать компании с небольшим автопарком и многие ИП, и доля этих компаний на рынке довольно велика.
Помочь вычислить недобросовестного грузоперевозчика поможет соблюдения ряда предосторожностей. Например, нужно расспрашивать компанию о том, какую технику она использует и в каком состоянии находятся автомобили. Также стоит использовать возможность страховки (кстати, в России застраховано не более 20% грузов, тогда как в Европе — примерно 85%). И еще лучше удостовериться в том, что есть возможность отслеживать передвижение груза с помощью GPS-навигаторов. Также рекомендуется обращать пристальное внимание на отзывы о компании и ее репутацию на рынке.